Отправить сообщение

Как работать со сказкой

Как работать со сказкой
или
Логика размышления и общие принципы работы со сказкой
 
Дорогие друзья, на странице «Сказки в помощь» Вы сможете найти ответы на волнующие Вас вопросы, которые касаются трудных жизненных ситуаций, поддержания и укрепления Мира и Лада в семье, тонкостей воспитания детей. Основными Вашими помощниками будут Сказки, а также наши рекомендации по работе и размышлению над ними.
Знания испокон веков люди передавались через сказки, истории, притчи, легенды, мифы. Сказки – это своего рода энциклопедия жизни, где в метафорической, зашифрованной форме отражены разные жизненные ситуации и способы их решения. Поэтому размышления, работа со сказкой помогают человеку найти новые способы взаимодействия с окружающим миром, открыть пути преодоления трудностей в жизни.
Читая сказки детям или самому себе, человек создает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», то есть запас жизненной прочности. Если сказки не анализировать, многие её смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок поможет привнести в жизнь важнейшую информацию и построить гармоничную созидательную систему ценностей.
С помощью сказки можно понятно и бережно поговорить с человеком о душе.
Вы можете выбрать понятный и близкий Вам способ работы со сказкой: прочтение и беседа, игра, рисование сказки, создание кукол-героев этой сказки с последующим проживанием, или создание символов сил добра.  
 

Логика размышления над сказками такова:

1. Прочитайте сказку.
2. Задумайтесь над вопросом: «О чём сказка?»
3. В сказках всегда зашифровано много важной информации, потому Вам предстоит пуститься на поиски сказочных уроков, то есть найти ответы на вопрос «Чему сказка учит?». Будет славно, если Вы запишите свои размышления.
4. Далее Вам предстоит ближе познакомиться с героями сказки:
- Задумайтесь, почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего каждый из героев хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
- Как каждый из героев решает возникшую проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
- Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях герой созидатель, или разрушитель? Почему герой поступает именно так?
5. Прислушайтесь, пожалуйста, к себе:
- Какие чувства вызывает эта сказка? - Какие эпизоды вызвали радостные чувства? - Какие грустные? - Какие ситуации вызывали страх? - Какие ситуации вызывали раздражение?
6. Вспомните, пожалуйста, в каких конкретных жизненных ситуациях проявился тот или иной сказочный урок?
7. Как опыт размышления над сказкой поможет Вам в реальной жизни, в решении жизненных вопросов?

 

Дорогие друзья, давайте попробуем не стремиться «правильно» интерпретировать сказки, а начнём искать в них скрытые жизненные уроки просто доверившись сердцу.

 В Комплексной Сказкотерапии выделяется пять видов сказок:

  • Художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно эти сказки и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
  • Дидактические сказки - служат для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
  • Психокоррекционные сказки - помогут мягко влиять на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Задумайтесь над вопросом: «Когда ребенок ведет себя плохо?».

Существует ряд причин «плохого» поведения:

1. Ребёнок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

  • Психотерапевтические сказки - помогут ответить на вопрос: «в какой точке жизненного пути Вы или Ваш близкий человек находится? Какие уроки проходит?». А также в психотерапевтической сказке передаются тонкие психологические или духовные знания.
  • Медитативные сказки - помогут Вам накопить положительный образ опыта, снять психоэмоциональное напряжение, создать в душе лучшие модели взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Дорогие друзья, каждая жизненная или сказочная ситуация –
- это кристалл со множеством граней.
 
Работая со сказкой Вы сможете образовать символический мост между реальностями, мирами сказочным и реальным, внутренним и внешним, материальным и духовным.

 

 

закрыть
Ждем ...
Обратная связь