Отправить сообщение

Фрагменты программы "Сказки на ладошке"

Солоненко Екатерина ВитальевнаАвтор и ведущая программы «Сказки на ладошке» Екатерина Витальевна Солоненко.

 Фрагменты программы «Сказки на ладошке».  

Для малышей с 2 до 3 лет.

Или  краткие инструкции-описания занятий  сказкотерапии

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу рассказать Вам о занятиях с детьми от 2 до 3 лет с использованием песочницы и сказкотерапевтических приёмов работы.

Немного о самой работе с детьми с песком:

  • Дети раннего возраста очень любят «копаться» в песке, особенно им нравится сыпать его, делать дождик. Создавать кучки, закапывать разные фигурки и камушки. Некоторым детям этого возраста нравится прятать свои ладошки, а потом их откапывать. Правда, встречаются дети, которые с неохотой это делают. Потому что идёт процесс формирования образа самого себя. Собственное «Я» формируется у ребенка к 2,5-3 годам, поэтому закопать ладошку или часть своей ручки детям небезопасно, это всё-равно как будто бы лишиться той части, которая на время становится невидимой. Поэтому не настаиваем, если ребенок не хочет!
  • Часто в работе с песком я обращала внимание на то, что порой дети настолько погружались в свои собственные телесные ощущения, как бы замирали. Не слышали обращённую к ним речь, а уж тем более сказку. В этот момент я просто переставала что-либо говорить, давая тем самым, каждому малышу сосредоточиться на себе и своих ощущениях тела. Потому, что работая с сухим песком, ребёнок через кинестетические ощущения начинает соединяться с памятью своих ранних телесных ощущений, которая даёт ему возможность бессознательно соединяться с матерью, возобновлять контакт с ней. Такой явный эффект я наблюдала у деток до 3 лет. Самый первый способ восприятия жизни, мира, людей с которыми контактирует маленький ребенок остается на бессознательном уровне  у ребенка в виде разных телесных ощущений.  Психологи называют её памятью детства или кинестетической памятью. Телесная память есть и у взрослых. Просто мы не всегда можем получить доступ к этим «файлам», но иногда наша детская кинестетическая память оживает, когда мы с малышом прикасаемся к песку и начинаем с ним играть, трогая, рисуя что-то на нём. Просто пересыпая или что-то закапывая в песок.
  • Наверняка вы замечали эффект от взаимодействия с песком. Куда только девается ваша тревога? Иногда вы можете поймать себя на ощущении расслабленности и покоя. В этот момент расслаблялось и ваше тело тоже. Через подобные состояния проходит ребенок, когда,   при работе с песком, он расслабляется,  и может написать в штанишки.  Такой эффект возможен. Его контролирующая функция пока не совершенна, заигравшись, он расслабляется и забывает о контроле. Так работает эффект расслабления и успокоения. Особенно песок полезен детям, испытывающим тревогу, грусть, страх.
  • Интересный эффект вызывает у детей работа с мокрым песком. Надо сказать, что когда ребенок лепит из мокрого песка, он бессознательно лепит себя, формирует образ своего «Я». Иногда дети  лепят кучи, башни, тоннели, иногда льют много воды, чтобы буквально появилась жижа. Грязь и жижа в этом возрасте весьма интересна детям, и именно такой опыт продвигает детей в психологическом развитии.  Дети с удовольствием возятся и пачкаются в грязи, и важно давать им такую возможность.
  • Детям очень нравится рисовать на песке. Рисовали мы и пальчиками, и кисточками, и цветным песком, просто посыпая им. Создавали, например, из белого песка зимний лес. Расставили в песочнице деревья, а затем сыпали сверху белым песком.  Создавали зиму. Как будто в лесу пошёл снег.
  • А еще дети с большой радостью рисовали на песке разные следы: зайца. слона, медведя, следы детских ножек и больших взрослых ног. Даже однажды мне пришлось рисовать след от большого трактора, который оставлял повсюду большие следы по всей песочнице!  А ещё детям нравится оставлять на песке свои ладони. В этот момент происходила такая символическая фиксация у ребенка – «Я есть в этом мире!»
  • Дети учились в песочнице взаимодействовать друг с другом, постепенно привыкая к тому, что рядом есть кто-то другой, ощущая из занятия в занятие, из раза в раз границы другого. Сложно еще в этом возрасте детям не нарушать территорию и границы другого, сложно, заигравшись случайно не схватить игрушку того, кто оставил её без внимания. И как по-разному они реагируют! Кто-то рычит, кричит или забирает свою игрушку, а кто-то растерянно смотрит и не знает, что сделать, как вернуть своё обратно. В этот момент я помогала детям, мы вместе учились возвращать игрушки обратно хозяевам, учились просить и договариваться поиграть на время или поменяться.
  • При работе с малышами я использовала набор игрушек животных, красивые маленькие камушки, маленькие цветы и деревья. Небольшие домики, насекомые- бабочки, кузнечики, божьи коровки. Из расчета не больше 3-4 игрушек на одного ребенка. Бывало так, что дети пугались пауков, не хотели их брать в руки, я предлагала им их выбросить, бросить туда, где для них по их ощущению было безопасно, или просто убрать в корзинку и накрыть тряпочкой, это помогало им освободиться от страха, и постепенно они   перестали  выбрасывать игрушки или прятать их. Постепенно они стали спокойно  играть и с ними.
  • Иногда на занятии мы дарим друг другу подарки. Один ребенок отворачивается от песочницы, а остальные дети для него закапывают в песочек что-нибудь- игрушки, ракушки, шишки, камушки. Ребенок поворачивается и начинает искать. Это тоже интересно и весело.
  • Немного привыкнув ко мне и друг к другу, мы вместе с детьми рассказывали самые  простые сказки – «Под грибом», «Кто сказал мяу?», «Колобок», «Теремок». «Курочка и цыплята»,»Репка». «Курочка ряба», «Рукавичка», «Ежик Пых».  Зачем? Во-первых, некоторые сказки вы своим детям читали сами, а, услышав их вновь, у малыша укрепляется связь с родителями, причём эмоциональная и приятная каждому ребенку. Во-вторых, мы с вами говорили уже о том, что рассказывая сказки своим детям, мы формируем у наших детей банк жизненных ситуаций, которые понадобятся им  в  жизни. Помните, мы говорили с вами о сказочном шифре, который есть в каждой сказке?
  • Так вот, первый этап, собственно,  с чего и начинается формирование у ребенка социального иммунитета и социальной чуткости,  т.е  умение ориентироваться в ситуации и быть успешным в социуме, начинается просто с рассказывания сказок вашему ребенку.  Чтобы затем, в районе 3-4 лет начать постепенно постигать шифр сказочных историй, а еще  понимать  сказочные уроки,  через которые проходят герои сказок. И нас таким образом предупреждают, учат, помогают.  Чему?  Для того, чтобы научить и вас, и вашего ребенка грамотно  жить в  мире людей.  Например, научиться вести себя грамотно с чужим. Сказка может рассказать и предупредить,  что может случиться, если  пустить  в дом чужого?  Да, кстати,  этому  учит сказка «Теремок».  А еще сказка помогает беречь свою жизнь, пример, «Курочка Ряба», а «Репка» напоминает нам о ценностях семьи и о важности общего дела.  Да, еще, например, «Федорино Горе» учит девочку умению содержать дом в чистоте и поддерживать порядок,  что может случиться, если вдруг хозяйка дома об этом забудет. Словом, в таком юном возрасте дети только впитывают разные сказки. Здесь нет анализа сказочных уроков, дети пока еще к этому не готовы, но в них уже сейчас формируется культура общения со сказкой, формируется навык слушания.
  • В песочном пространстве есть возможность детям поиграть с разными фигурками.  Отыграть своё внутреннее эмоциональное состояние. В этом возрасте только начинает формироваться сюжетно-ролевая игра. Дети только учатся играть и обучают друг друга. Именно здесь у них создаются первые простые сюжеты, например, дети взяв в руки маленьких зверят, убегают друг от друга, играя в догонялки или просто прячутся, закапывая игрушки в песок.  Ходят друг другу в гости. Формируются первые навыки взаимодействия друг с другом.
  • Да и еще, пожалуй, самое главное. Ниже представляю вашему вниманию игры, в которые вы можете играть вместе со своими детьми. Однако, хочу вас предостеречь: игра или конспект не является жесткой и строго заданной формой!!!  Если ребенок не хочет делать того, что предлагает вам игра или некая сюжетная линия, вы соглашаетесь с интересом и выбором ребенка. Все упражнения носят эффект легкости удовольствия, а не назидательности и дидактичности. Помните о том, что игра ребенка носит спонтанный характер.
  • И немного о роли ведущего. Безусловно, я выполняю роль хранителя бережного и безопасного пространства в песке, а это значит, я наблюдаю за тем как дети играют в песке, помогаю учиться играть друг с другом и общаться.  Иногда помогаю детям решать конфликтные ситуации.
  • Очень часто при работе с такими маленькими детками я использую одни и те же игры, присказки, повторяем и играем одни и те же сказки. Детям нужны такие многократные повторения. Такой ритуал упорядочивает детей и многократно повторенное действие ведет к развитию и изменению.
  • Ниже я прилагаю сказки, игры и стишки, которые вы можете дома повторять и играть,  если есть дома у вас песочница.

 Играйте со своим малышом, пусть ваше совместное время пройдёт радостно и вы получите удовольствие от игры!

  • Игра 1. Солнышко, Ветерок и Дождик
На песке рисуем большой круг:
Утром солнышко вставало, всех ребяток приглашало:
«Встаньте, дети, встаньте в круг, ты-мой друг и я твой друг!»
Смотри, какое солнышко, солнышко-колоколнышко! Рады мы тебя встречать и печали прогонять!»
Давайте-ка мы с тобой нарисуем много лучиков вокруг! Пусть каждому из наших друзей и родных лучики радость принесут.(рисуем лучики и проговариваем: «Этот лучик для мамы, этот лучик для папы. А этот для дедушки, этот для бабушки, этот для брата. Тот для сестры, а этот для нашей большой детворы. Пусть улыбаются, пусть веселятся! Вместе играют и друг на друга не злятся!»
Можно так поиграть несколько раз.
 
  • Игра 2. Прятки с солнышком.
Сначала вы рисуете солнышко см. упражнение 1, а потом говорите: раз, два, три, прячься солнышко за тучку. Разравниваете песок, говоря: «Прилетел ветер и принёс с собой тучку!», рисуете на песке тучку. Так можно играть несколько раз.
Примечание:
Если же у вас под рукой оказался желтый песок эффект от рисования им солнышка будет больший. А также вы можете использовать   голубой песок, рисуя тучку.  Цветной песок очень хорошо «растворяется» с основным  цветом, но детям нравится эффект рисования цветами. Вы догадались как прятать солнце? Верно, просто вы руками разгладили нарисованный круг с лучиками и нарисовали тучку пальчиком или кистью. Кому как нравится.
Обычно я рассказываю такую историю:
«Высоко-высоко в небе светило яркое солнце, всех согревало оно своим теплом и малышей и взрослых пап и мам, дедушек и бабушек, зверей..И цветы и деревья все любили подставлять солнышку свои личики, листочки, цветочки и лапки.  У солнышка был дружок-Ветерок, каждый раз, когда он прилетал, он играл с солнышком. Он мог подуть сильно-сильно и солнышко пряталось за тучку. ..
Здесь можно с детьми поиграть  так:
Вы говорите:
- Подул ветерок и прилетела тучка (руками выравниваете песок и на нем рисуете тучку)
- Прилетела тучка и пролилась на землю дождём  (захватываете горсть песка и сыплете на землю), сыпьте песок и проговаривайте:
 Дождик, дождик, поскорей, нашу землю ты полей. (Сыплем песок, пропуская через руки)
 Пусть появятся цветы, удивительной красы.
 Пусть растут в садах деревья, умывается земля.
 И цветами запестреет наша матушка-земля.
Пролился дождик, напоил землю и вырос красивый сад.
Выкладываем разные цветы и деревья. Можно использовать настоящие цветы. Если вы, например, у себя на даче или где-то на лужайке по дороге набрали цветы.
 
  • Игра 3. Красивый сад.
Посмотри,  какие цветы сейчас вырастут на умытой дождем земле. . А для этого  мы станем добрыми садовниками и садовницами. И вместе с ребенком начинаете садить цветы, веточки от деревьев, листочки, украшаете и любуетесь.
 
  • Игра 4. Волшебные пальчики.
Превращаете свои пальцы указательный и средний  в ноги и начинаете ходить по песку, произнося:
Большие ноги шли по дроге топ-топ-топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ-топ (совершая бегущие движения по песку).
Устали наши ножки, погладим их немножко (гладим ручки свои и малыша)
После этого можно походить по песку, например, так:
Идет большой медведь-папа, он большой и сильный,  самый главный в семье. Идёт, ногами топает, переваливается с ноги на ногу вот так ( с помощью постукиваний по песку вы как бы впечатываете свои кулачки в песок, передавая с помощью них весь характер большого медведя, какой он большой и сильный)
Следом за ним идёт Мама-медведица (в меньшей степени надавливайте на песок, но следы от кулачков оставляйте)
А за ними следом едва успевал маленький Мишутка, его ножки быстро топали по дорожке (надавливания на песок еще легче)
Если в вашей семье ни один ребенок, то вы начинаете вслед за родителями ставить старшего ребенка, а затем младшего.   Это хорошо отражает иерархию в семье. Сначала идёт самый главный и самый большой- это папа, затем мама, а потом и дети.
Можно ходить не только в образе медведя, можно оставлять следы зайца на песке. Для следов зайца используется рисование тремя пальцами, когда вы их вместе соединяете в щепотку. Очень хороший эффект следов получается если вы слегка сбрызните песок из пуливилизатора. Секрет заячьих следов в том, что он  быстро бегает и путает следы от лисы. Поэтому вы так и говорите: «Зайка бегал и скакал, 
Всё следы здесь оставлял,
 путал, путал зайка след
Где же Зайка?
- Его  нет
 
  • Игра 5. «Заяц и лиса»
Материал: Вам понадобится фигурка зайца и лисы, а  так же пара-тройка елочек или кустиков.
Ход:
На лесной опушке, в маленькой избушке
Жили-были зайки, зайки-попрыгайки.
Утром рано выбегали из своей избушки,
Солнцу лапки подставляли, грели зайки ушки.
Веселились и кружились, друг за дружкою носились
и резвились от души наши зайки-малыши.
Можно поиграть фигуркой зайца, поскакать, побегать друг за другом, попробовать выстраивать диалог с другим зайцем. Типа: «Привет, я самый веселый зайка, смотри как ловко я прыгаю и бегаю, а еще я люблю морковку грызть. А ты? Пойдем со мной попрыгаем и побегаем»
Комментарии: этот принцип работы называется «ведомая игра» когда ведущий становится взрослый и ему принадлежит роль более активного, взрослый организует игру и вед1т за собой ребенка. Действия ребенка строятся на основе подражания взрослому.
Поиграв немного с ребенком, вы можете продолжить сказку:
Но однажды, услыхав заячье веселье.
Хитрая лиса пришла на опушку к зверям.
Стала пристально смотреть как играют зайки,
 Хочет зайцев наших съесть рыжая плутовка
Не дадим лисе зайчат, им поможем убежать.
С этими словами зайки убегают от лисы, а та их догоняет и догнать не может.
Комментарии: обычно эта часть игры-занятия проходит очень весело. Взрослый, используя фигурку лисы, догоняет зайцев, те от неё убегают. 
 
  • Игра 6. Игры с ладошками в песке.
Материал: Фигурки зайца, медведя, лисы, белки. Орешки фундук, кустик дерева.
Давай, дружок, с тобой поиграем. На лужайку прибежали дети.  Имитируем движение ходьбы ногами с помощью указательного и среднего пальцев. Или всей руки.
 Прибежали, и давай знакомиться друг с другом. Взрослый подходит по очереди к деткам и говорит:
- привет, как тебя зовут?
Если малыш не отвечает, можно погладить его ручку и сказать:
- Здравствуй. Здравствуй, милая девочка,/мальчик…. Тебя ведь Варенькой зовут?
Давайте мы с вами познакомимся.
- Это чьи ладошки бежали по дорожке? (руки взрослого подходят к ручкам ребенка)
- Это ручки Вареньки, маленькой удаленькой.
Так взрослый обращается ко всем деткам по очереди.
Познакомились, а теперь смотрите, кто это оставил следы на песке? Взрослый тремя пальчиками руки рисует по всей песочнице следы зайца.
- это зайчик проскакал (петлевидный след). Покажите, как ваши зайки скачут по лужайке.
Побуждаю детей к активным действиям, тремя пальчиками рисуем следы на песке.
Играем пальчиками, можно показать фигурку зайца. Нарисуем как зайка бежал, как скакал, как следы путал.
Это зайка пробежал.
Он лисичку увидал.
Путал серый зайка след
Где же зайчик?
Его нет. (заяц прячется под кустик).
Убежал зайчик от лисы.  Почему?
Верно, лисичка –хитрая плутовка, охотится за зайцем, а он от неё прячется да так ловко, что следы путает. Лисица его не может найти!
А чтобы она его не нашла, он следы свои запутал.
Появляется лиса, нюхает заячьи следы. Не может зайца найти, убегает.
А смотрите, это кто  еще идет. Появляется медведь.
- Это медведь прошёл.  Как мишка косолапый ходит? Тяжело, переваливается с боку на бок вот так (идем руками по песку тяжело, надавливая на него кулачками)
 Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает, песенки поёт….
Походил Мишка и в берлогу спать пошёл.
А еще смотрите, белочка скачет.
Скок- скок- поскок.
Скачет белка на лужок.
Чтоб зимой не голодать.
Надо ей грибы собрать.
А еще собрать орешки
Дни свои проводит в спешке.
Много дел у белочки, много ей приходит работать, заготавливать на зиму себе еду. Давайте поможем белочке добудем для неё орешки.
А орешки надо найти в  песке. Дети раскапывают песочек, находят орешки (фундук), складывают перед ней горкой.
Белка вас благодарит
И домой к себе спешит…
И мы давайте с вами оставим на песке свои следы-ладошки.
Разровняли песок и оставляем ладошки на песке, комментируя- это ладошка Саши, Вани…..
 
  • Игра 7.  Человечки. Игра в песке с пальчиками.
Бежали мимо речки смешные человечки (бежим по песку пальчиками)
Прыгали, скакали (имитация прыжков в песке)
Немножечко устали (руки кладем в песок и они лежат неподвижно некоторое время)
Запрыгнули на мостик (кладём ладонь на ладонь)
И забили гвозди (постукиваем кулачок о кулачок)
А потом бултых в речку и нету человечков (дети прячут руки в песок- спрятали руки)
Где человечки? (Дети спрятали ручки)
Купаются в речке (имитируем движение плавания руками).
Поскольку речь идёт о воде, можно показать, что под песком дно-вода. Можно вместе с детьми разгрести песок.  Или вылить одну кружечку воды в песок.
 
  •  Игра 8. Море или река.
 Сделав море и поместив туда разных морских обитателей, всё что есть под рукой. Ракушки, красивые камушки, рыбки, можно пустить кораблики. Можно сделать из песка одну большую кучу, предварительно слегка смочив её водой. Можно украсить затем её камушками, ракушками.
Примечание: Как сделать море?
Если дно вашей песочницы голубое, то вы просто раздвигаете песок и рассказываете ребенку о том, что это морское дно. Или река. Которая может пробегать по всей длине песочницы тонкой лентой или широкой полноводной рекой, в зависимости от вашей фантазии и того как вы очистите дно от песка.
Можно поместить на морское дно камушки. Ракушки или морских обитателей- крабов, рыбок и тоже поиграть в игру-знакомство, используя уже известный вам принцип ведомой игры. Например, ты кто? Я –краб, смотри как я умею плавать вот так бочком –бочком, догоняй меня. Или поиграть в игру «самый красивый камень, когда вы наполняете импровизированное морское дно камушками и просите ребенка отыскать самый красивый камушек или ракушку, вместе любуетесь ими.
Затем разровнять песок, спрятав туда камни и ракушки. Дать детям возможность самим отыскать их. Можно поиграть в дождик, засыпав камушки песком.
Сыплем на ладошку песочек, выдерживая паузы…Давая возможность сосредоточиться детям на своих телесных ощущениях.
Можно использовать широкую кисточку для занятий
Появляется  Помощница –Кисточка,  ласково как мама гладит  ручки  деток, разглаживая каждый пальчик.
 
  • Игра  9. прятки.
Описание: дети прячут руки в песок, кисточка ищет
 Вот и нашлись ручки!  А теперь будем прятать другие ручки, опять пошел дождик, Дождик  лей, лей, лей.
Ручки деток спрячь скорей!!!!
Кисточка снова ищет детские ручки!
С помощью волшебной кисточки- помощницы рисую круг на песке.
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Рады мы тебя встречать и печали прогонять!
Давайте поиграем с камушками. Каждому ребенку раздаются камушки, мы рассматриваем их, любуемся ими, а затем прячем, делая секретики.  Затем начинаем искать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камушки искать!
Предложить детям спрятать свой камушек, а затем поменяться местами с другим ребенком, чтобы дети искали камушки друг у друга.
Затем из камушков можно построить разноцветную дорожку. Если удаётся выстроить дорожки друг к друку, можно по ним пальчиками походить, дойти по дорожке до ручек малыша, поздороваться с ним. Погладив по рукам.
Камешки можно выложить по кругу, друг на друга горочкой.  Посмотрите, какую красивую гору мы выложили  из разноцветных камушков. Когда мы  с вами вместе трудимся. Какая чудесная гора у нас получается!
Можно предложить поменяться камушками, можно «вызвать» дождик.
Все вместе строим красивую дорожку из разноцветных камушков.  Ходим ручками по каменным дорожкам, например. От Вари до Феди. Идём пальчиками по дорожке, когда дошли до конца дорожки, руками приветствуем друг друга, поглаживая руки другого:
Ласково поглажу ручку
И скажу: «Привет, привет!»
Зачерпну песка немножко и
Посыплю на ладошку!
Поздороваемся руками,
Вот тебе большой привет!
 
  • Игра 10. «Курочка и цыплята»
Материал: игрушка курочка с цыплятами, петушок. Яйцо, гнездо.
В песке появляется курочка.
Жила- была курочка, курочка-голубушка,
Говорила курочка ко-ко-ко. (Появляется курочка, здоровается со всеми ребятками)
С нею жил петушок, золотистый гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Рано петушок вставал,
Ясно солнышко встречал,
Говорил: «Ку-каре-ку… Рад я новому деньку!» Появляется петушок, его рассматривают все вместе).
Давайте мы с курочкой поздороваемся, ласково погладим её.
- Как курочка кудахчет?
- Детки, скажите. А что курочка кушает?
- Зернышки
- Давайте мы курочку угостим зернышками.
Можно раздать зернышки, которыми дети покормят курочку. А еще курочка кушает травку.
Клюет зернышки вот так – делаем клювики из пальчиков и стучим по песочку.
Часть 2.
Сказка про Курочку.
Послушайте сказку про Курочку:
Сидела курочка в гнезде. Так время проводила,
Яички прятала на дне. Цыпляток выводила.
Цыплята прятались в яйце. Покуда были малы,
В яйце росли, росли и вдруг им места стало мало.
Цыплята пискнув: пи-пи пи, на волю попросились.
О стены клювом постучали и яйца вдруг раскрылись.
Скорее вышли малыши на радость папе с мамой.
Такая дружная семья у нас сегодня с вами.
Вопросы детям:
1.Как зовут маму и папу у цыплят?
2. Откуда вылупились цыплята? Кто их высиживал? (Показываю гнездо с яичками). Показываю яйцо, внутри которого птенец. Очень бережно передаём его из рук в руки друг другу, покачиваем бережем, чтобы не разбилось. Потом показываем цыплят, какие они маленькие и пушистые
3. Пока мам курочка сидела на яйцах, папа Петушок берег курочку, защищал, кормил, заботился
Поиграем в игру «Курочка и детки»
Ход: детки цыплята встают друг за другом, можно попросить сесть на корточки. Маму курицу играет ведущий. Курочка хлопает крыльями, машет, всех деток под крылышко собирает, каждого обнимает.
Курочка кудахтала, крыльями махала
И с цыплятками-ребятками
Весело играла.
А еще оберегала, наставляла, помогала:
Ко-ко ко да ко-ко-ко,
Не   ходите далеко,
Лапками гребите,
Червячков ищите.
 Порыхлить земельку как это делала мама-курица с цыплятами. Побыть рядом с мамой.
 
Игра 10. Продолжение куриной темы. Формирование образа семьи и родительских ролей
Снова рассказываем сказку про курочку и петушка, про гнездышко и цыплят.
Задание:
1. Поговорить о папе Петушке, о том какие роли он выполняет. Защищает свою семью маму Курочку от кошки (поиграть в этот сюжет можно следующим образом:
Мама Курица вместе с цыплятами идут гулять, свежей травки пощипать, поискать червячков, в это время крадётся к ним хитрая кошка. Поиграть фигуркой кошки, как она мурлычет, как крадется тихо-тихо к цыплятам. Тут Курица заметила опасность и давай громко кричать, Петуха на помощь звать. Взрослый становится беспокойной курицей, громко кудахчет, тут прибегает петух и начинает клевать кошку. Кошка в страхе бежит прочь, все вместе празднуют победу, благодарят Петуха-Папу -защитника. А еще Петушок ПАПА может быть Кормильцем- приносить червячков, можно слепить их из пластилина, раздаёт своим детям цыплятам. Папу все благодарят и называют кормильцем. 
2. О роли Матери- Курицы. Рождает детей. Сидит на яйцах, ждет, когда появятся птенцы в положенный срок. Заботится о детях, предупреждает об опасности- грозит пальцем, строго говорит:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!»
Каждому ребенку раздаем цыпленка... Рассматриваем какой цыпленок- маленький, жёлтый, мягкий, пушистый. А еще цыпленок пищит, говорит: пи-пи-пи.  Мама- курочка очень любит своих цыплят, заботится о них... Послушайте, как ласково мамочка со своими детками разговаривает.  Давайте мы с вами поиграем. Цыпленок Варенька, подойди к мамочке. Так по очереди подзывает мама-курочка каждого цыпленочка к себе и ласково ему говорит:
«Ты мой хорошенький, ты мой пригоженький, да ласковый!»
А еще мама-курица пошла гулять вместе с цыплятами.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребята,
Желтые цыплята.
«Ко-ко-ко-ко ко-ко-ко,
Не ходите далеко…
Лапками гребите, червячков ищите.
Покажите, как мама-курица и детки ищут червячков?
Копают песочек, разрыхляют землю, находят червячков.
Какое-то время еще играют до той поры, пока не появляется опасность в виде кошки.
Посмотрите, ребятки, кто это? Это же кошка!  Она ловкая охотница, она сейчас схватит цыпляток. Скорее к маме бегите, чтобы кошка их не сцапала.  Все-все, под мамино крылышко собирайтесь. От кошки спасайтесь!  Дети собираются вместе, мама их укрывает своим крылом и кудахчет. В это время появляется папа-петух. Он нападает на кошку. Защищает деток и курицу. Все спасены, кошка убежала, все благодарят папу-Защитника. Ой, спасибо тебе, папа. Ты защитил нас от кошки! А мама- курица наказывает деткам. Чтобы он далеко от неё не отходили. Кошка опасная, может снова вернуться и сцапать цыплят.
  • Игра 11. Работа с мокрым песком.
Сказка «Колобок». Игра с мокрым песком.
Материалы: сито для просеивания, кувшинчик с водой для того, чтобы намочить песок.
Куклы бабки и деда а так же животных-героев сказки.
Предлагается детям слепить свой колобок. Для этого смачиваем песок в песочнице.
Ведущий говорит: Жили-были дед да баба. Говорит дед бабе: «Испеки-ка баба мне колобок!» А баба ему отвечает: «Из чего-печь-то муки-то нет»
- А ты баба, по коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется.
Взяла баба крылышко, по коробу поскребла, помела и набралось муки пригоршни три, замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окно студиться.
Давайте и мы с вами, детки, испечём колобок.
Хорошая у бабы мука, отборная. Однако, чтобы колобок получился пышным да вкусным, просеять эту муку надобно. (Берем сито и просеиваем через него песок по очереди).
Какая мука легкая, воздушная и воздухом пропитанная, теплом рук согретая, с любовью просеянная!
Тесто мешу, мешу, тепло сердечное дарю.
Будет тесто не тугое, будет вкусное такое!
Посолю и послащу, старика я угощу!
Вот тесто и готово, какое оно замечательное, рукам послушное. Пора колобок лепить.
Дети вместе с ведущим лепят каждый свой колобок, радуются и любуются, какой он  у них получился. Готов колобок, слеплен на славу, надо его маслицем обмазать, да в печь поставить. Скорей-скорей, выпекай его дружней!
Я пеку, пеку, пеку, всем на радость, на еду!
Колобок, колобок, нам с дедулей на зубок
Он и сладок и румян, приходите в гости к нам!
Бабка тесто замесила- круговые моточки движения руками,
Колобок она слепила,- движения как будь-то лепим колобок 
Вышел ровный, вышел гладкий, - движения поглаживания по часовой стрелке
Очень вкусный, очень сладкий!- гладим по животику.
Любуемся сделанными колобками.
Часть 3..Рассказываем сказку про колобка.
Даём возможность поиграть детям героями, спеть песенку вместе с колобком, показать, как убегает от разных зверей колобок, показать, как его съедает лиса.
Комментарии: в эту игру можно играть много раз. Совсем не обязательно за один раз проигрывать все три части. Занятие может проходить очень по-разному. Иногда за один раз достаточно вылепить колобок, потому что дети могут уходить в спонтанную игру с песком, вы просто с этим соглашаетесь. У вас нет нужды следовать жестко заданному конспекту, просто следуйте за потребностями малыша, чтобы ему было интересно и радостно, чтобы от игры в песок ребенок мог получать удовольствие!
 
Уверена, что играя с детьми у вас самих появятся какие-то свои игры или сказки! Играйте с удовольствием вместе со своими детьми!

 

закрыть
Ждем ...
Обратная связь